Что в кузове тебе моем?
Антология автомобильных кузовов 30-х годов. 1930-е годы стали золотым веком автомобильной классики. За это десятилетие кузовной дизайн проделал стремительный путь от коробообразных форм через классическое совершенство к каплеподобным машинам начала сороковых. Это время, когда традиционные рамные машины стали понемногу вытесняться машинами с несущими кузовами, что впоследствии привело к сокращению кузовных типов, поскольку не все из них обладали достаточной жесткостью в отсутствии рамы. А тогда, в 1930-е, рамная конструкция машины послужила основой для пышного расцвета кузовного разнообразия. Перед войной автомобильное производство было развито всего в нескольких странах, и каждая страна, а часто даже каждая фирма, имела собственную классификацию кузовов. Давайте попробуем разобраться во всем этом многообразии.
Лимузин седану не товарищ. Начнем с самого распространенного типа, с закрытых машин, тех, что у нас называют седанами, лимузинами и купе. Тридцатые годы стали временем расцвета закрытых кузовов, в двадцатых годах на дорогах преобладали открытые машины. По советской классифика цииседан - это 4-дверный закрытый автомобиль. Если салон такого автомобиля имеет выдвижную звуконепроницаемую перегородку между рядами кресел, то это уже лимузин, обычно они длиннее седанов, и в них может разместиться на два человека больше на откидных сиденьях, некоторые лимузины имеют бронезащиту. Купе - тот же седан, но двухдверный. В Германии понятия седан вообще не существовало, и все эти машины назывались лимузинами (4-дверный 2-дверный (фото 1), с перегородкой - пульман-лимузин (Pullman-Limousine, фото 2)). Если у 4-дверного лимузина есть маленькое окно сразу за задней дверью, то это 6-оконный лимузин (б-fenster, фото 3), если такого окна нет - 4-fenster (фото 4). У некоторых в крыше есть сдвижной люк или матерчатый экран - так называемая солнечная крыша (sonnendach, фото 5). Обычно люки устанавливались по спецзаказу за дополнительную цену. В первой половине 1930-х годов технология еще не позволяла делать всю крышу цельнотянутой, поэтому многие, особенно большие машины имели дерматиново-фанерный неоткрывающийся технологический "люк" в центре крыши. В конце 1930-х производители решили эту проблему. Одновременно с этим автостроение перешло на цельнометаллические кузова, тогда как раньше кузова состояли из деревянного каркаса, обшитого металлом.
|
|
Фото 1. 1938. Адлер Трумпф Юниор 1Е (Adler Trumpf Junior 1E), Германия.
|
|
|
Фото 2. 1933. Хорьх 830 (Horch pullman limousine), Германия.
|
|
|
Фото 3. 1937. Опель Супер 6 (Opel Super 6 Limousene 2 Turen), Германия.
|
|
|
Фото 4. 1938. Мерседес Бенц 230 В143 10 W143), Германия.
|
|
|
Фото 5. 1937. Мерседес-Бенц лимузин 320 (Mercedes Benz Тур 320 Limousene 4 Turen), Германия.
|
Америка тюдоров и фордоров. В Северной Америке закрытые автомобили обычно назывались 4-дверный седан (4-door sedan) и 2-дверный седан, а лимузины носили сокращенное имя лимо (limo). Если сзади у седана - горб багажного отделения, то это туринг-седан (touring sedan) или горбатый (hump back) седан (фото 6). Если "спина" седана прямая, это плоскоспинный (flat back) или покатоспинный (slant back) седан (фото 7). В конце 30-х, когда машины стали каплеобразными, появилось название фастбэк (fast back) - быстроспинный. Отдельные фирмы имели свою классификацию Например, Шевроле (Chevrolet) предлагались как коч (coach) и 2-дверный седан. А различались они только тем, что коч не имел "горба" багажника. На этом месте могло располагаться запасное колесо или складная багажная решетка внизу . Форд (Ford) использовал собственные названия - фор-дор (от four door, 4 дверный) и тюдор (от two door, 2 дверный) седаны.
|
|
Фото 6. 1939. Бьюик 40 Спешиал (Buick 40 Special), США.
|
|
|
Фото 7. 1942. Нэш 600 (Nash 600), США.
|
Тёща, знай своё место! До 1934 года в США и на связанных с ними европейских фирмах, например, на немецком Опеле (Opel) производились автомобили с кузовом виктория-купе (victoria coupe, фото 8). По сути, это такой же 2-дверный седан, но с укороченным пространством салона сзади, отчего задняя стенка была не вертикальной по тогдашней моде, а слегка наклонной или сложной формы. Существовал и открытый вариант - конвертибл (convertible), "трансформируемая" виктория (фото 9). Люки в крыше в США, как и в СССР, не были приняты. Американские автомобили с таким люком иногда встречаются в Европе, но это уже работа небольших европейских фирм. Зато в США были очень популярны 2- и 4- местные купе с очень длинными багажниками. С двумя окнами сбоку и с одним: 5-оконные (5-wm dow coupe, фото 10) и 3-оконные купе (фото 11) соответственно. На мой взгляд, очень бестолковый кузов, по крайней мере никто из самих американцев-коллекционеров не смог мне объяснить, в чем его преимущества, хотя соглашусь, что некоторые такие машины выглядят красиво. В Европе их именовали купе-лимузин (в Германии) и родстер-купе (не только в Германии), "европейцы" часто имели более спортивный силуэт. Иногда под задней крышкой скрывался не багажник, а еще один ряд сидений, а сама крышка в открытом виде становилась спинкой дивана. По-американски это - рамблсит (rumble seat, фото 12). У нас и в Германии это называлось "тещино место", в Англии - дикки (dickey). Для отличия купе с обычным багажником в Америке иногда называют бизнес-купе (business coupe). Были купе и с удлиненной 4-местной кабиной - клуб-купе (club coupe, фото 13), реже - опера-купе (opera coupe), но вторым именем называют и другие "купейные" варианты. Клуб-купе имели и открытую версию, но это уже настолько близкий к другим открытым типам кузов, что провести грань между ними сложно.
|
|
Фото 8. 1932. Форд В8 (Ford V8), США.
|
|
|
Фото 9. 1935. Паккард 1207 с кузовом Дитрих (Packard 1207 Dietrich), США.
|
|
|
Фото 10. 1936. Форд В8 68 ДеЛюкс (Ford V8 68 DeLuxe), США.
|
|
|
Фото 11. 1933. МакЛафлин Бьюик 60 С (McLaughlm Buick 60 S), Канада.
|
|
|
Фото 12. 1935. Форд В8 48 ДеЛюкс (Ford V8-48 DeLuxe), США.
|
|
|
Фото 13. 1939. Паккард 1700 (Packard 1700), США.
|
Berlin bleibt Franzoesig! Практичные американцы придумали еще одно применение для своих купе. Некоторые фирмы выпускали бортовые коробки для груза, которые вставлялись в проем багажника и фиксировались там. При этом у большинства моделей крышку багажника приходилось снимать совсем. Такая комбинация называлась купе-деливери (delivery, фото 14). В Италии и Франции седаны назывались берлин (berline), причем у итальянских машин не было стойки между передней и задней дверью, отчего доступ в салон был очень удобен (фото 15). Такую же схему часто применяли французы, австрийский Штаер (Steyr) и английская Лагонда (Lagonda). Странно что сами французы не называли свои кузова седанами, по имени города Седан, имени, дошедшему до автомобиля еще с каретных времен. Некоторые кузова были внешне неотличимы от своих 4-дверных собратьев, но имели дверь в задней стенке салона, такие назывались коммесьяль (соmmerciale, фото 16). Подобные 3-х и 5-дверники изредка встречались у немцев (комби, kombiwagen) и у американцев (3-дверные седаны-деливери, фото 17). И у тех, и у других эти названия имели и другое значение, но о них - после. 2-дверные закрытые машины носили имя купе. Довоенная Чехословакия была одной из ведущих индустриальных стран мира. Легковые машины делали 8 фирм. Там 4-дверные седаны назывались лимузинами (limuzina), a 2-дверные - тудорами (tudor, явно фордовское влияние). Англичане также не применяли слова седан. 4-дверные машины носили имя салун (saloon, sln), а 2-дверные - или 2-door saloon, или фиксд-хед-купе (fixed-head coupe, fhc), то есть купе с жёсткой крышей, или просто купе. Люки в крышах были очень популярны, это "солнечные" салоны - саншайн (sunshine), санруф (sunroof) или просто sun saloon. Другие их названия - скользящая крыша (sliding head, слайдинг хед) или спорт-салон.
|
|
Фото 14. 1937. Терраплан (Terraplane), США.
|
|
|
Фото 15. 1934. Дэляж Д4 (Delage D4), Франция.
|
|
|
Фото 16. 1935-1940. Ситроен 11ЦВ (Citroen 11CV), Франция.
|
|
|
Фото 17. 1935. Плимут ПиДжей (Plymouth PJ), США.
|
Дрова: топи кривыми - поворачиваем! С милитаризацией и расширением Германии (читай - почти во всей Европе) возникли проблемы с бензином. В 1935-м появились первые дизельные легковушки - Мерседес-Бенц (Mercedes-Benz) и Ганомаг (Hanomag). Другим решением проблемы стали газогенераторные двигатели фирмы Имберт (Imbert), работающие на угольных брикетах (в СССР дело дошло только до экспериментов, серийно выпускались только газогенераторы для грузовиков, в основном работающие на дровах). Внешне такая газогенераторная машина - это тот же лимузин, но обвешанный емкостями и трубами реакторов, теплообменников и фильтров (фото 18). После войны большинство этих машин перевели назад в бензиновые (карбюраторные), поэтому найти газогенераторную машину - огромная коллекционерская удача. Существовало множество прототипов с попытками убрать газогенераторную навеску внутрь кузова, внешне эти "разжиревшие" образцы не очень смотрелись.
|
|
Фото 18. 1939. Мерседес-Бенц 170 ФауГ (Mercedes-Benz 170 VG), Германия.
|
Что у "трансформатиле" выше пояса. Перейдём теперь к открытым машинам и начнём для плавности с кабриолимузина (Cabriolimousine) или кабриолет-лимузина. Так они зовутся в Германии. В Чехословакии - это полукабриолет (polokabriolet). Англосаксы вообще игнорировали этот тип кузова. В Италии - это берлина трасформатиле (berlina trasformatile). В отличие от аналогичных седанов и купе, эти машины имеют брезентовый верх и заднюю стенку салона "выше пояса". Брезент ложится на легкосъёмные поперечины между боковыми стенками, а в сложенном виде он располагается над задним багажником. Базой для кабриолимузинов служили 4-дверные (и 6- и 4-оконные, фото 19) и 2-дверные (фото 20) кузова. Родственником купе-лимузина был 2-местный кабриолет или, иначе, родстер-кабриолет (фото 21). Такой кузов, но под другими именами, был и у американцев и англичан - спорт-купе или ландо-купе (landau coupe).
|
|
Фото 19. 1938. Мерседес-Бенц 170 Фау (Mercedes-Benz 170 V), Германия.
|
|
|
Фото 20. 1934-1937. Ганза-Ллойд 1700 (Hansa-Lloyd 1700), Германия.
|
|
|
Фото 21. 1933. ДКВ 600 Райшляссе (DKW 600 Reichsklasse), Германия.
|
Скажем дружно: ландо - нужно. Самые любимые в коллекционерской среде - кабриолеты. В отличие от кабриолимузина, тент кабриолета постоянно натянут на деревянную шарнирную раму, которая в закрытом положении удерживается фиксаторами на рамке ветрового стекла, а в открытом располагается сзади, обычно в виде "воротника". Наиболее четкая и всеобъемлющая классификация кабриолетов - у фирмы Мерседес-Бенц. Кабриолет А (фото 22) - 2-х местный, иногда за диваном расположено 1-2 детских места, по-спортивному покатая задняя часть, сбоку только одно окно, опускающееся в дверцу. Кабриолет В (фото 23, самый популярный в Германии) - четырехместный, двухдверный, задний ряд кресел имеет свое окно (сразу за дверным). Кабриолет С (фото 24) отличается от предыдущего отсутствием второго бокового окошка, на этом месте брезент. Кабриолет D (фото 25) - четырехдверный. Кабриолет Е (фото 26) - 6-оконный лимузин, у которого есть тент над последним рядом боковых окон, такое обозначение довольно редко - сам Мерседес-Бенц и другие немецкие фирмы, да и за пределами Германии дружно называли их ландо (landaulette). Кабриолет F (фото 27) - он иногда называется пульман-кабриолет - по сути это пульман-лимузин с открытым верхом. Кабриолеты F иногда тоже имели бронирование.
|
|
Фото 22. 1937. Мерседес-БенцкабриоА (Mercedes Benz Тур 320 п Cabriolet А), Германия.
|
|
|
Фото 23. 1937. Мерседес-Бенц кабрио Б (Mercedes-Benz Тур 320 Cabriolet В), Германия.
|
|
|
Фото 24. Мерседес Бенц кабрио С (Mercedes Benz Тур 320 Cabriolet С), Германия.
|
|
|
Фото 25. 1937. Мерседес Бенц кабрио Д (Mercedes-Benz Тур 320 Cabriolet D), Германия.
|
|
|
Фото 26. 1938. Мерседес Бенц пульман 320 (Mercedes-Benz Тур 320 Pulman), Германия.
|
|
|
Фото 27. 1937. Мерседес Бенц пульман-кабрио Ф 320 (Mercedes-Benz Тур 320 n Pulman Cabriolet F) Германия.
|
Фаэтон на турере сидит и турингом погоняет. В названиях кабриолетов других фирм и стран континентальной Европы нет четкости, и под эти названия можно подвести сразу несколько типов из приведенного списка. В СССР серийно кабриолеты до войны не производились. А ГАЗ-11-40, ГАЗ-61-40 и ЗиС-102 скорее относятся к фаэтонам, хотя у них и слитные с кузовом рамки ветровых стекол. В Америке собственно кабриолетами назывались кабриолеты А и что-то промежуточное между А и С, причем они часто выпускались с "тещиным местом". Кабриолет D был известен под именем конвертибл седан (convertible sedan). Кабриолеты В, Е и F нетипичны для США. В Англии кабриолеты А и С именовались дроп-хед купе (drop-head coupe, dhc), т .е. купе со спадающей крышей. Кабриолет D там довольно редок, те, что ввозились из-за границы, назывались drop-head cabriolet, 4-door cabriolet или на американский манер convertible sedan. Один из самых популярных в 1920-х годах 4-7-местный кузов - фаэтон (phaeton) или турер (tourer), туринг (touring) отличается от кабриолетов опускающейся на капот рамкой ветрового стекла, целлулоидными съемными боковыми окошками (обычно на кнопках) и простым тентом, как у кабриолимузинов. Были и 4-х и 2-дверные версии. Из наших машин фаэтоном в чистом виде можно считать ГАЗ-А (фото 28) - копию Форда-А. Особая и довольно редкая разновидность - дьюэл каул фаэтон (dual cowl, двойная кабина, фото 29). В отличие от Форда, некоторые американские фирмы применяли к таким машинам термин туринг. В Италии есть кузовное ателье Туринг (Turing), но эти страны далеки друг от друга. Более близкие к итальянцам англичане и немцы пользовались словом турер, хотя в Англии чаще говорили open 4-seater (открытый 4-местный) и здесь этот тип кузова близко смыкается с английским 4-местным родстером (только 2-дверные). Пожалуй, родстер (roadster) имел более низкий спортивный силуэт и почти всегда - локтевые вырезы в верхней части двери для сидящих впереди (фото 30). 4-местные родстеры были не менее популярны на острове, чем родстеры 2-местные (фото 31). Точно такая же картина была и в Чехословакии. В остальных странах родстер - непременно 2-местная машина, и локтевые вырезы совсем не обязательны. В США конечно же опять большинство машин было оснащено "тещиным местом". Если в Европе родстер - ярко выраженный спортивный автомобиль, то за океаном это скорее 2-местный фаэтон, не более. Для машин с более спортивной внешностью использовалось понятие спидстер (speedster), хотя нередко они назывались и родстерами тоже. Некоторые - boattail roadster (или speedster), то есть с корабельной кормой, а на самом деле напоминающей заднюю часть пчелы или муравья (фото 32). Вообще, родстер - интернациональное слово, но во Франции, а особенно в Италии, машины этого типа называли спайдер (spider).
|
|
Фото 28. 1932-1936. ГАЗ А СССР, фото 1934-1936, такси.
|
|
|
Фото 29. 1939. Ява Минор (Jawa Minor), Протекторат Богемия-Моравия (Protektorat Boehmen-Maehren).
|
|
|
Фото 30. 1938. Енсен Эй 3.5-литра (Jensen A 3.5-litre), Англия.
|
|
|
Фото 31. 1936-1939. Форд Эйфель (Ford Eifel), Германия (Eifel - горный район на западе Германии, не путать со знаменитым инженером).
|
|
|
Фото 32. 1934. ФИАТ 508С (FIAT 508S), германская сборка.
|
Седанка, обыкновенная. Сравнительно редким типом автомобилей были седанки (sedanca). В таком кузове пассажиры сидят под жесткой крышей, а шофер мокнет под дождем, если только над ним не предусмотрен матерчатый верх. Седанка-купе или купе де виль (coupe de ville, городское купе, фото 33) - 2-дверный 4-местный с жестким навесом над задними сиденьями, который, кажется, все же не спасает колени от дождя. Были варианты с пассажирским окном и без. Седанка де вилль, таункар (towncar), городской автомобиль или броугэм (brougham, этим именем называли также и ландо, и имитацию под ландо, где под материей был жесткий кузов) - то же, но 4-дверное. Седанка-лимузин - с перегородкой от водителя (и непогоды), эти машины называли и вышеупомянутыми тремя названиями. 4-дверные седанки были как 4-оконными (фото 34), так и 6-оконными (фото 35). Встречались и совсем экзотические помеси, как вот этот таункар-ландо (фото 36). Уже тогда кузовные ателье предлагали варианты, которые быстро трансформировались из одного типа кузова в другой. Например, такой 3-позиционный кабриолет (фото 37), у которого тент в среднем положении образовывал "седанку". Или такой кабриолет с выдвижной жесткой крышей (фото 38).
|
|
Фото 33. 1937 Бентли 4 1/4 литра с кузовом Баркер (Bentley 4 1/4 litre Barker), Англия.
|
|
|
Фото 34. 1935. Дюзенберг Джей с кузовом Джадкинз (Duesenberg J, Judkins), США.
|
|
|
Фото 35. 1933. Дюзенберг Джей (Duesenberg J), США.
|
|
|
Фото 36. 1933. Линкольн В12 251 КБ с кузовом Брунн (Lincoln V12 251 KB Brunn), США.
|
|
|
Фото З7. 1933. Дэляж Д8СС (Delage D8SS), Франция.
|
|
|
Фото 38. 1937. Пежо 402 Вариант Эклипс (Peugeot 402 Variante Eclipse), Франция.
|
За город, в пампасы. Говоря о легковых кузовах, нельзя не упомянуть о "рабочих лошадках" - коммерческих машинах на базе легковушек. Особенно богата гамма этих машин в США, где они, пожалуй, копировали все профессии больших грузовиков. Продолжительность жизни у таких работяг намного короче, чем у обычных легковых, что делает их особо привлекательными для определенного круга любителей автостарины, кроме того, эти машины просто красивы. Самый близкий к пассажирскому тип - универсал (это чисто отечественное и более позднее название - до войны у нас таких машин не было вообще, фото 39). В Германии это - комбиваген (Kombiwagen), в США - субурбан (suburban, пригородный), в Англии и Австралии - истэйт (estate, дачный) или ютилити (utility, практичный, этим термином называли любой легкий коммерческий автомобиль), во Франции - брак (le break), в Чехословакии - броук (brouk). Эти машины были и 3-, и 5-дверными. Очень красивы универсалы из неокрашенных лакированных деревянных реек и фанеры (фото 40). В США они носили название деревянный вагон (woody wagon или woodie) или стэишн (station, станционный) вагон. Второе название употреблялось и для цельнометаллических субурбанов. В Англии это шутинг брэйк (shooting brake) или wooden utility. Кстати, в начале 1940-х таким способом отделывались и дверцы некоторых американских "деревенских" седанов (кантри седан, country sedan).
|
|
Фото 39. 1942. Джи-Эм-Си(GМС), США.
|
|
|
Фото 40. 1932. Форд (Ford), США.
|
С бортом и без борта. Самый популярный микрогрузовик - пикап, pickup в СССР и США, фирма Студебеккер (Studebaker) называла свои пикапы купе-экспресс, притшенваген или притше, Pritschenwagen (в Германии), камионет, camionette (во Франции), камиончино, camioncino (в Италии), ютилити (опять!) (в Англии), валник или валничек, valnik, valnicek (в Чехословакии). В США самый распространенный - бортовой пикап с металлической платформой, обычно отдельной от кузова (фото 41). До 1932 года некоторые из них еще имели брезентовую кабину (родстер-пикап), для отличия пикапов с закрытой кабиной о них говорили клоузд-кэб (closed cab) пикап. Существовали пикапы с деревянной платформой без бортов (flat-bed) и с кузовом из деревянных планок (stake body pickup, стейк-боди, фото 43).
|
|
Фото 41. 1940. Форд В8 (Ford V8), США.
|
|
|
Фото 42. 1932. Форд Б (Ford В), США.
|
|
|
Фото 43. 1938. Плимут (Plymouth), США.
|
Фургоны от кареты до "лунохода". Очень хороши фургоны (фото 44), особенно интегральные, у которых кузов и кабина составляют одно целое (фото 45). В Германии - кастенлиферваген (Kastenlieferwagen, Kastenwagen, коробчатый вагон), во Франции - фургонет (fourgonette), в Италии - фургончино (furgoncino), в Англии - вэн или деливери вэн (delivery van), в Чехословакии - додавка (dodavka), скржиновы воз (skrinovy vuz, коробчатый) или фургон (furgon). В Северной Америке они звались седан-деливери или пэнэл вэн (panel van). Встречалась также редкая версия с открытыми боковинами грузового отсека, с занавесками и без для уличной торговли (canopy express, канопи-экспресс, т.е. с навесом, фото 46). Выпускались эвакуаторы (wrecker, tow truck, фото 47), похоронные (hearse, фото 48), пожарные (firetruck, по-немецки - Feuerwehr) и даже микросамосвалы (dumper, dumptruck) и седельные тягачи (tractor, semitractor), перечислить все типы невозможно. Особый поклон санитарным машинам или, как их у нас называют, каретам скорой помощи (фото 49). Обычно это тот же универсал с креплением для носилок и спецоборудованием. По-английски - ambulance, по-немецки - Sanitaetswagen, Krankenwagen, в Чехословакии - sanitka. Полицейские машины и такси, как правило, тоже отличаются от стандартных машин только окраской и оборудованием, хотя об английских кэбах (cab) этого не скажешь (фото 50). В Германии кузова для такси называли дрошкенваген (Droschkenwagen) в Италии - тасси (tassi).
|
|
Фото 44. 1939-1941. Пежо Д5 (Peugeot D5), Франция.
|
|
|
Фото 45. 1936. Шевроле ЭфБи (Chevrolet FB), США.
|
|
|
Фото 46. 1937. Шевроле ДжиСи (Шевроле GC), США.
|
|
|
Фото 47. 1938. Додж (Dodge), США.
|
|
|
Фото 48. 1938. Паккард Эйт с кузовом Эй Джи Миллер (Packard Eight, A.J. Miller), США.
|
|
|
Фото 49. 1937. Ля Салль 50 (La Salle 50), США.
|
|
|
Фото 50. 1932-1934. Остин (Austin), Англия.
|
Теренни воз и ныне там! Несколько слов о военных легковых машинах. В странах союзников как-то сразу сложился джип (jeep) в привычном и теперь значении (фото 51), в Германии их до сих пор зовут гэлендваген (Gelaendwagen), в Италии - милитаре (militare), в Чехословакии - теренни воз (terenni vuz). На джипах базировалось много кузовов различного назначения, но это отдельная большая тема. Амфибии тоже везде одинаковы (в Германии их называли швиммваген, Schwimmwagen, а у нас иногда вместо слова амфибия в техпаспортах ставили забавное сочетание "плавающая лодка", фото 52). По ту сторону фронта ничего похожего на привычный джип так за всю войну и не было создано, но там существовало много типов командирских машин. Их развитие шло двумя путями. Первый - взять обычный турер и приспособить его для перевозки солдат и экипировки, на спецмашинах установить радиостанцию, зенитный пулемет и т.д. Более тяжелые машины снабжались буксирным приспособлением для пушки Рак-37 или походной кухни. Некоторые вместо полудверей имели вырезы, закрываемые брезентовыми скатками (фото 53). Недостаток этих машин - они не были вездеходами. Второй путь - 2-х и 3-осные вездеходы (фото 54 и 55). И для тех, и для других за основу брались, как правило, большие легковые машины и легкие грузовики. Особая тема - полугусеничная техника (фото 56), впрочем, их вряд ли имеет смысл относить к легковым. Надо сказать, что в СССР были созданы опытные образцы и тех, и других, но вовремя было принято решение взять за основу американские разработки в этой области. С 1937 года Германия начала выпускать унифицированные командирские машины трех классов - легкого (фото 57), среднего и тяжелого, все с колесной формулой 4x4. Позднее был создан самый удачный кюбельваген - легкий КдФ-82 (фото 58), но он имел только заднюю ведущую ось. Лишь небольшая часть его модификаций была оборудована полным приводом. К армейским машинам в Германии пристало имя кюбельваген (Kuebelwagen, бадья).
|
|
Фото 51. 1941-1942. Виллис ЭмБи, ранний вариант (Willys MB), США.
|
|
|
Фото 52. 1944. КдФ 166 (KdF 166), Германия.
|
|
|
Фото 53. 1939. КдФ 62 (KdF 62), Германия.
|
|
|
Фото 54. 1937. 1941 Мерседес Бенц Г5 (Mercedes Benz G5), Германия.
|
|
|
Фото 55. 1933. Мерседес Бенц ГЗ (Mercedes Benz G3), Германия.
|
|
|
Фото 56. 1941. Демаг Д7 (Demag D7), Германия.
|
|
|
Фото 57. 1940-1943. Штевер Тип 40 Крафтфарцейг 2 (Stoewer Тур 40, Kfz 2), Германия.
|
|
|
Фото 58. 1944. КдФ 82 (KdF 82), Германия.
|
Кузова от футюр Пожалуй, есть смысл на этом остановиться. До войны было модно закупать только шасси и заказывать кузов на свой вкус многочисленным кузовным фирмам, даже несмотря на богатый выбор стандартных типов, предлагаемых автозаводами. Поэтому вряд ли возможно в короткой статье рассказать все. Многие кузова не поддаются строгой классификации (куда, например, отнести этот футуристический автомобиль? Фото 59), да и сама классификация была условна и менялась со временем. Она - предмет споров и обсуждений среди любителей автомобильной истории. И, наверное, это не так уж плохо.
|
|
Фото 59. 1939. самодельный автомобиль на базе 1937 Форд V-8, Канада.
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий